07.03.2025
II место на республиканском конкурсе научных проектов «Зерде»!

Иман и Алинур – юные шоқановцы.
Как и все учащиеся нашей школы, они впервые взяли в руки казахский национальный инструмент – домбру – именно здесь.
Поначалу их маленькие, неуверенные пальцы с трудом извлекали звуки из двух струн и девяти ладов, но со временем они научились исполнять прекрасные кюи.
А особый интерес к домбре у детей пробудился благодаря Ортеке.

Очарованные этим древним искусством, ребята решили глубже изучить его историю. В течение шести месяцев они проводили исследование, стараясь раскрыть этнокультурное значение Ортеке и его роль как национального наследия.

Одна из главных целей проекта – возродить искусство Ортеке, передать его будущему поколению и донести его значимость до широкой аудитории.

Первый шаг исследования был сделан в летней школе. Ученики провели опрос среди сверстников, чтобы выяснить уровень их осведомленности о традиции Ортеке. Затем ребята самостоятельно изучили исторические материалы, посетили музеи и познакомились с разными видами Ортеке. Особым моментом стало общение с известным казахским кюйши и хранителем национального искусства Абдулхамитом Райымбергеновым.

В ходе исследования дети встретились с мастерами, изготавливающими Ортеке, и воочию увидели процесс создания деревянной фигурки. Однако выяснилось, что деревянные Ортеке стоят дорого, а значит, не всем доступны.
Чтобы решить этот вопрос, педагоги кружка робототехники нашей школы – Цуриков Вадим и Жумахан Амиржан – помогли детям создать Ортеке из пластика с помощью 3D-принтера. Этот проект стал прекрасным примером того, как традиционное искусство может сочетаться с современными технологиями.

Исследование затронуло не только этнокультурный аспект, но и экологическую проблематику. Ученики предложили изготавливать Ортеке не только из нового пластика, но и из переработанных пластиковых крышек, что внесет вклад в сохранение окружающей среды.

Научный проект успешно прошел несколько этапов конкурса:

  • районный турI место
  • городской турI место
  • республиканский этап, где ребята стали призерами и заняли II место!

«Этот проект мы создавали сердцем и своими руками», – говорит Ракыш Иман.
Во время защиты работы дети продемонстрировали свои Ортеке и исполнили на домбре кюй «Ортеке», что вызвало восхищение жюри. Многие учащиеся из разных регионов страны увидели Ортеке впервые и проявили большой интерес к этому искусству.

В будущем Иман и Алинур планируют продолжить свои исследования и вывести национальное наследие на новый уровень, реализуя новые творческие проекты.

Ортеке – это не просто казахское искусство, а символ духа нации.

Я уверена, что впереди у юных исследователей Ракыша Имана и Галыма Алинура – еще большие достижения.
Горжусь своими талантливыми, целеустремленными учениками, которые смогли воплотить в жизнь столь значимый проект!

Руководитель проекта:
учитель начальных классов, педагог-исследователь
Әнапияева Әзира Қожабекқызы

Связаться с нами